ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ ШКОЛЫ»
(НА ПРИМЕРЕ МАОУ «СОШ № 112 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ» Г.НОВОКУЗНЕЦКА)
Одной из главных задач каждой современной школы является создание условий для «духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, активно и заинтересованно познающего мир…, умеющего учиться», способного адаптироваться к быстро меняющемуся социуму [1; с.5]. Образовательный процесс должен быть организован так, чтобы давать возможность развития и реализации способностей школьников, навыков исследовательской работы. Одним из видов внеклассных мероприятий, активизирующих научно-исследовательскую деятельность учащихся, их познавательную активность являются научно-практические (исследовательские) конференции.
Наша школа, МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики», функционирует с сентября 2011 года. Научно-исследовательская конференция обучающихся школы «Взгляд в будущее» проводится ежегодно в декабре администрацией школы, научным обществом учащихся «Logos» (далее НОУ), методическими объединениями ОУ.
Цель проведения конференции - развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей.
Задачи конференции:
- формировать научное мышление, развивать интерес к исследовательской, экспериментальной, конструкторской, поисковой деятельности, углубленному изучению разделов наук;
- воспитывать гражданскую позицию, высокие нравственные качества и духовную культуру;
- выявить одаренных и талантливых учащихся школы;
- совершенствовать систему работы школьного научно-исследовательского общества учащихся.
Определим этапы проведения НПК «Взгляд в будущее» в МАОУ «СОШ № 112»:
1) Подготовительный этап
а) С целью оказания учащимся и учителям методологической помощи ежегодно в первом полугодии организуется работа спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» в рамках работы НОУ «Logos».
Основные вопросы, рассматриваемые в ходе работы:
§ учебно-исследовательская работа, её структура, содержание, этапы, методы, приёмы;
§ основные требования к учебно-исследовательским проектам;
§ составление плана индивидуальной работы над темой исследования;
§ подготовка теоретической базы исследования; поиск, обработка, накопление научной информации;
§ работа с различными источниками информации и текстом исследования (с привлечением библиотекаря);
§ систематизация и анализ полученных данных, формулирование выводов;
§ оформление результатов исследования. Правила оформления исследовательской работы;
§ подготовка доклада по учебно-исследовательской работе;
§ подготовка к защите учебного исследования (круглый стол «Культура выступления. Ораторское искусство» с привлечением учителей русского языка).
В перспективе: организация ежегодных библиотечных уроков в октябре месяце «Обучение школьников поиску и работе с литературными источниками», на которых бы рассматривались такие моменты, как: виды каталогов, их применение, заполнение требования на книгу; учебная, справочная литература; научная литература и периодические издания, Интернет – источники, актуальный вопрос безопасности работы в сети интернет, антиплагиат и другие.
б) Проведение инструктивноое совещания с учителями с целью знакомства с Положением о НПК (обсуждение основных положений, требований к оформлению и содержанию, критериев оценки). Следует отметить, что в нашей школе Положение меняется ежегодно. Первый документ состоял из 3 страниц, в этом же году – 6 страниц. Изменены и расширены моменты, связанные с вопросами критериальной оценки работ и докладов (в первых положениях отсутствовал), пересмотрены задачи проведения (в связи с внедрением ФГОС), расширен список секций и номинаций для работ, занявших 3 место, в этом учебном году научно-практическая конференция изменена на научно-исследовательскую.
в) В конце сентября осуществляется сбор предварительных заявок, участников НПК.
г) Один из этапов - обсуждение текущих вопросов на блоге НОУ «Logos» в сети интернет http://logos112.blogspot.ru/ . Наличие блога (с сентября 2013г.) позволяет ребятам узнавать о планируемых событиях, правильно формулировать свои мысли и обсуждать прочую интересную и полезную для них информацию. Блог содержит так же ссылки на полезные материалы (например, ГОСТ 2003, Положения о НПК), основные достижения участников НОУ и другие.
2) Проведение конференции
Анализ проведения за период существования представлен в таблице:
Анализ проведения за период существования представлен в таблице:
Сравним итоги проведения конференций
с 2011 года:
Учебный год
|
Классы
|
Кол-во секций
|
Кол-во работ
|
Особенности проведения
|
|
2011-2012
|
1-4 классы
|
5 секции
1,2) «За здоровый образ жизни»
3,4) Секция гуманитарных дисциплин
5) Секция естественно-научных дисциплин
|
13
|
Жюри
состояло из председателя и 3 членов (учитель начальной школы, основной школы
и старшеклассник).
|
|
5-11 классы
|
17
|
||||
2012-2013
|
1-4
классы
|
6 секций
1) «За здоровый образ жизни»
2) «Мифы,
загадки, праздники»
3) «Богатство природы»
4) Секция
естественно-научных дисциплин
5,6) Секция гуманитарных дисциплин
|
18
|
1.
Наличие пленарной части за счет участия
педагогов школы.
2.
Все учителя награждены благодарственными письмами за
труд по формированию научного мышления учащихся.
3.
Жюри состоит из председателя и 3 членов (2 учителя-предметника
и старшеклассник).
|
|
5-9
классы
|
19
|
||||
10-11
классы
|
1
|
||||
2013-2014
|
1-4
классы
|
6 секций
|
33
|
1. Конференция проходит в 2 этапа: для
начальной и средней школы.
2. В поддержку НПК создан Интернет блог
НОУ.
3. Планируется издание сборника тезисов.
|
|
5-9
классы
|
5 секций
1) «Русский язык и литература»
2) «История»
3) «Иностранный язык»
4) «Математика и физика»
5) «Математика и информатика»
|
22
|
|||
10-11
классы
|
3
|
||||
2015-2016
|
1-4
классы
|
7 секций
|
39
|
1. Сохранение традиций (2 этапа
конференции по уровням обучения, наличие пленарной части, привлечение
старшеклассников к рецензированию и проверке работ).
2. Активное взаимодействие участников
посредством блога НОУ, расширение возможностей.
|
|
5-9
классы
|
5 секций
1)
«Русский
язык и культура речи»
2)
«История»
3)
«Иностранный
язык»
4)
«Точные
науки»
5) «Здоровье»
|
22
|
|||
10-11
классы
|
5
|
2016-2017
Вывод:
Данные таблицы показывают: а) положительную динамику по следующим направлениям: количество секций (от 5 до 16); количество работ-участников школьной НПК (от 30 до 78); количество победителей и призеров районных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных конференций (от 55 до 64); б) наличие качественных изменений в проведении конференций.
1-4 классы
|
9 секций
|
52
|
|
5-9 классы
|
3 секции
|
11
| |
10-11 классы
|
1
|
3) Рефлексия деятельности - проведение в апреле круглого стола для научных руководителей, учителей школы по теме « Проблемы деятельности НОУ» (по итогам работы), заседание членов НОУ «Logos».
Таким образом, за пять лет работы школы нами проведено 5 конференций; ежегодно растет качество работ и имеется тенденция к увеличению их количества, как на начальном уровне обучения, так и в среднем звене. В этой работе мы попытались обобщить некоторые особенности организации и проведения научно-практической конференции, специфику целеполагания научной работы и пути достижения поставленных задач в нашей «новой» 112 школе - школе XXI века.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий