Описание особенностей реализации основных
направлений
учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
(исследовательское, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое
направление проектов)
Одним
из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной
школе является включение обучающихся в учебно исследовательскую и проектную
деятельность, имеющую следующие особенности:
1) цели
и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными,
так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская
и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного
рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация
учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание
различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут
быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При
построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие
моменты:
— тема
исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с
кругом интереса учителя;
— необходимо,
чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её
решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно
правильно;
— организация
хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на
взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
— раскрытие
проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом
науке.
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
• практически значимые цели и задачи
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• структуру проектной и учебно-исследовательской
деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности
проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или
исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта
или целями исследования; представление результатов в соответствующем
использованию виде;
• компетентность в выбранной сфере исследования,
творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую
мотивацию.
Итогами проектной и учебно-исследовательской
деятельности будут считаться не столько
предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,
уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая
рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и
учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
|
Учебно-исследовательская деятельность
|
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами
и необходимого для конкретного использования
|
В ходе исследования организуется поиск в какой-то
области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный
результат есть тоже результат
|
Реализацию проектных работ предваряет представление о
будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого
плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми
характеристиками, сформулированными в его замысле
|
Логика построения исследовательской деятельности
включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения
этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку
выдвинутых предположений
|
В
решении задач развития универсальных учебных действий большое значение
придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему
(задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения
теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем
и обучающимися.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания
продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими
обучающимися.
Типология форм организации проектной
деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть
представлена по следующим основаниям:
• видам
проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий,
социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой),
инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию:
монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким
областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству
участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до
15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся
партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности
(продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего
проекта;
• дидактической
цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка
мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Формы организации
учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование,
урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских
проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный
эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
• домашнее
задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во
времени.
Формы организации
учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть
следующими:
• исследовательская
практика обучающихся;
• образовательные
экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными
целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные
экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в
том числе и исследовательского характера;
• факультативные
занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности
для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое
научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а
также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения
науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
• участие
обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими
учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий